Сложившийся в Древнем Египте идеальный облик совершенной женской красоты понятен и сего дня, спустя многие тысячелетия. Формы египтянок радуют глаз кошачьей грацией, изяществом и отточенностью линий....Ярчайшим примером древнеегипетского идеала женской красоты служит несравненная египетская царица Нефертити (по-египетски — «Прекрасная пришла»), жившая в начале XIV века до н. э.
Представление об образе Нефертити чаще всего сводится к тому, что она была изумительной царицей-красавицей, о чем наглядно говорят ее скульптурные изображения и многочисленные рельефы и рисунки.
Нефертити была необычайно стройной, хотя и невысокого роста, с типичной для древнеегипетского стандарта женской красоты небольшой, немного отвислой грудью, очень красивыми маленькими руками. Нежно очерченный носик и высокий лоб располагались почти в одной плоскости. Глаза были продолговатые, с утяжеленными веками и густыми черными бровями. Полные, изящно изогнутые чувственные губы очень часто мечтательно улыбались. Подбородок был волевым. Вытянутая шея плавно изгибалась. Она имела смуглую кожу, но натуральный цвет ее волос неизвестен, подобно всем женщинам ее круга Нефертити постоянно брила голову и носила парик.
Как известно, уже в Древнем Египте люди активно пользовались косметикой, причем использовали косметические средства и в целительных целях. Но подлинный расцвет косметологии связан с именем легендарной царицы Египта Клеопатры VII, чье имя буквально переводится как «Славная (или Сильная) по отцу» (69-30 гг. до н. э.). Она знала толк в косметике: и не только приказала построить первую парфюмерную фабрику, чьи остатки недавно были обнаружены археологами, но и написала книгу «О лекарствах для лица».
Это был первый косметический справочник, где содержалась информация о рецептах приготовления губной помады, румян, пудры и многого другого. Некоторые его рецепты сохранились до наших дней. Теперь нам известно, что египтяне, как мужчины, так и женщины, белились и румянились, красили с помощью кисточек и игл из слоновой кости сначала зеленой (из тертого малахита), а со временем и черной краской (из растертого галенита) брови и ресницы, пудрились красной и желтой охрой. Египтяне подкрашивали нижние веки серой или зеленой краской, а верхние — черной. Позднее зеленая вышла из употребления, ее сменила оранжевая, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Медным силикатом подсинивали белки. Подводя веки, удлиняли глаза до висков. Зубы должны были, быть белыми и их чистили содой. Делали педикюр и маникюр. Ногти на руках и ногах красились в красный, зеленый, белый или золотистый цвет при помощи весьма распространенной краски «менна». Знатные египтянки настолько заботились о своих руках, что во время еды надевали... перчатки в виде мешков без отверстий для пальцев. Широко употреблялись мирра, разные смягчающие мази.
Изготовлением косметических средств занимались жрецы: только им были известны тайны и секреты этого искусства. Косметическими процедурами занимались служители храмов, но в этом им помогали прислужницы. Многие косметические средства способны были и врачевать. Например, малахитовая зелень служила лекарством от трахомы — вирусного заболевания глаз.
Эта египетская царица, кстати, вовсе не египтянка по крови, была настоящей эллинкой и по происхождению (Клеопатра была из династии сподвижника Александра Македонского Птолемея Лага) и по воспитанию. Она появилась на свет в 70 либо в начале 69 г. до н. э.
Вопреки сложившемуся мнению знаменитая египетская царица — брюнетка с очень густыми волосами — отнюдь не была красивой в том смысле, как мы это привыкли понимать. У нее были довольно резкие черты лица: крупный орлиный нос, глубокий вырез ноздрей, небольшой рот, нервно сжатые губы и острый волевой подбородок. Красота Клеопатры не была той, что зовется несравненной и поражает с первого взгляда. Она брала мужчин другим: исключительным женским обаянием, сквозившим в каждом движении, в каждом повороте ее очаровательной фигуры. Звуки ее голоса ласкали и радовали слух. Современники царицы утверждали, что она обладала потрясающей аурой.
Маленькая (меньше 150 см роста!) и грациозная, скорее полная, чем худая, Клеопатра была очень привлекательна. Она прекрасно ездила верхом и управляла лодкой. Наделенная блестящим умом и обширными знаниями в философии, литературе, она умела играть на нескольких музыкальных инструментах, великолепно танцевала и редко обращалась к услугам переводчиков, так как свободно объяснялась на многих языках (эфиопском, еврейском, арабском, сирийском, персидском, парфянском, греческом, македонском, римском и др.) и сама беседовала с чужеземцами. Наслаждением было и смотреть на нее, и слушать ее речи. Ее сила заключалась в искусстве обольщения, доведенном до виртуозности. Она умела легко найти подход к любому мужчине, даже самому хладнокровному и опытному.
После распада Римской империи Византия - надолго стала центром культурной жизни Европы.
Судя по сохранившимся сведениям, византийские женщины легкого поведения (эти вечные законодательницы моды) игнорировали рассуждения христианской церкви, что лучшее украшение женщины—добродетель, и одевались весьма фривольно: кокетливая прическа, призывно большое декольте, дающее исчерпывающую «информацию» о его «содержимом», полупрозрачная, плотно облегающая плавные изгибы женского тела туника и т. д. Все полно жизненной правды и естественных желаний, все создано для того, чтобы завлекать.
...Об этом главном женском оружии никогда не забывала бывшая проститутка, ставшая знаменитой византийской императрицей, супругой Юстиниана Великого, Феодора (500-548 гг.).
Всегда стремившаяся контролировать личную жизнь мирян католическая церковь еще в раннее Средневековье (IX—ХII вв.) разделила всех особ женского пола на замужних, вдов и девственниц, причем внушала прихожанам, что вступать в брак предпочтительнее с последними, ибо они целомудренны и им еще не ведома супружеская неверность. Идеальная добропорядочная супруга — идеалом почиталась мать самого Господа Бога Святая Дева Мария — должна была отличаться смирением и покорностью, умением подавлять свои эмоции в угоду «мужу и господину»: на первое место из всех чувств для нее ставилось «чувство долга».
Лишенная самостоятельности, полностью зависевшая от мужа, женщина (жена) тогда мыслилась как часть его личного имущества. Отчасти о ней заботились, но от нее и требовали соблюдения определенных правил поведения, в первую очередь супружеской верности. Муж, который часто отлучался из дома (служил при дворе сеньора или участвовал в частых в ту эпоху войнах), боялся, чтобы его жена не оказалась в тягости не от него самого. Иначе был бы нанесен непоправимый ущерб «чистоте его крови», а значит законности наследника, что в условиях средневековых прав наследования играло решающую роль. Блюсти верность своей половины было его долгом. Поэтому мужчины держали своих жен под пристальным наблюдением.
Браки заключались в раннем, порой очень раннем (во французских дворянских семьях отдавали девушек замуж в 12-13 лет) возрасте, причем невеста оказывалась жертвой обстоятельств. В результате надежды девушки обычно не оправдывались, на ее чувства муж, как правило, внимания не обращал. От сексуального общения с мужем удовольствия она тоже не получала.