Начиная с 80-х гг. XX века огромную роль в создании модного имиджа стали играть визажисты и предлагаемый ими макияж. Один из самых модных визажистов конца XX в. — Дик Пейдж. У него репутация мастера, который создает почти естественные лица. Главное, чем он руководствуется в своей деятельности: «дело не в косметике, а в том, как ею пользоваться».
Не меньшей популярностью среди визажистов пользуется и американка Бобби Браун. Ее имя стало своего рода символом эпохи конца XX — начала XXI в. — философией красоты под инициалами Б.Б.
Получив в 1977 г. диплом по театральному макияжу
Бобби — симпатичная и очень энергичная девушка — очень скоро создала свой собственный стиль макияжа, ставший самым популярным в Америке. Много поработав со звездами шоу-бизнеса (Тина Тернер, Сьюзан Сарандон), супермоделями (Кристи Терлингтон, Кейт Мосс, Карла Бруни, Ники Тэйлор), она пришла к главному выводу: женщины всех национальностей, цветов кожи, профессий и социальных слоев хотят чувствовать себя красивыми и слышать о том, что они красивы. Каждой нравится выглядеть красивой, а не накрашенной. Макияж служит женщине, чтобы подчеркнуть природную красоту и индивидуальность каждой женщины. Но для этого женщина должна стать себе собственным экспертом по уходу за кожей и макияжу.
Став очень опытным визажистом, Бобби Браун поняла, что для того, чтобы хорошо выглядеть, не нужны горы косметики. Важно иметь дома не косметический арсенал, а лишь то необходимое, что формирует индивидуальный стиль красоты — стиль, который работает на вас и является продолжением вашей личности. Она придерживается мнения, что тот «эффектный» макияж, который можно увидеть в модных журналах, чаще всего неважно выглядит в реальной жизни. Нет смысла пытаться сделать этот «совершенный» макияж дома. Не секрет, что в рекламах и съемках внешность моделей заведомо приукрашивается, а то и вовсе корректируется... на компьютере. (В жизни они нередко выглядят весьма банально.) «Лицо с обложки» и женщина в повседневной жизни — две большие разницы.
...Кстати, в отличие от большинства косметических марок, ориентирующихся главным образом на женщин от 25 до 40 лет, Бобби мудро поступает, работая для всех возрастов, включая и 60- и 70-летних дам. Именно поэтому у нее очень большая аудитория, а значит, велик и спрос на визаж от Б. Б.
Созданные Б. Б. линии (макияж, уход за телом и парфюмерия) — весомая часть успешного бизнеса всемирно известной группы компаний Эсте Лаудер. Дальнейшие комментарии излишни.
Другой культовой личностью в мире визажа стал выпускник престижнейшей школы макияжа Кристиана Шово, нынешний творческий директор знаменитой «Lancome» Фред-Эрик Фарруджиа. На рубеже XX и XXI вв. на его «кисточки» молился весь богемный мир. Заключив контракт с «Ланкомом», он провозгласил: «Мы превратим всех женщин в прекрасных принцесс!» В результате все довольны, особенно женщины, если такой мэтр визажа, как Фарруджиа, не устает повторять, что настоящая красота идет изнутри, а его макияж лишь ее подчеркивает и выгодно оттеняет.
Своей дорогой в имиджеологии (а теперь и в дизайне одежды) идет и сотрудничавший с Домами моды Шанель и Живанши, а также с самим Карлом Лагерфельдом Джулиан Макдональд. Этот выпускник Королевского колледжа искусств в Лондоне активно сотрудничает с легендарной косметической компанией «Макс Фактор» — символом Голливудского блеска. Макияж для него — завершающий штрих коллекции. Косметика помогает прежде выглядеть целостно и концептуально
дизайнер представляет не просто наряды, «образ от Макдональда». Ведь как на подиуме, так и на улицах, первое, что бросается в глаза, — лицо. Потом уже разглядывают одежду. Иначе, говорит он, вещи можно демонстрировать и на вешалке. Макияж, по его мнению, говорит о характере, вкусе, даже настроении.
...Кстати, характер эпохи более всего выражается в рисунке... бровей. Специалист по макияжу безошибочно только по одним бровям определит эпоху. Например, линейно-жесткие брови — военные 40-е гг. XX в. Нежные, почти детские на вид — эстетика хиппи. Дерзко заросшие, даже чуть «лохматые» — эпоха диско. В 90-е гг. в моде были чуть сдвинутые, абсолютно прямые, высокие бровки «вразлет», как на японских гравюрах. Так что, брови — примета времени...
В самом конце XX в. в визаже преобладали два направления: естественный и экстравагантный. К естественному направлению относится изысканная французская школа с полутонами, бликами и мягкими локонами, к экстравагантному и яркому — немецкая, предпочитающая короткие «рваные» пряди и геометрически неправильные челки, контрастное мелирование и сумасбродные укладки.
Визаж — он как зеркало — отражает настроение эпохи, людей, нас с вами. Так что нечего пенять на зеркало... если настроение плохое. Просто надо уметь его делать... хорошим...