Пройдя во время Крестовых походов XI-XII вв. через испытания и потери, покалеченные и истощенные какой-нибудь редкой болезнью, рыцари-крестоносцы, тоскуя по родине и вспоминая о доме, придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы, или, как тогда говорили, «ля бель дам сан мерси», т. е. «прекрасная дама, не ведающая снисхождения».
Сложившееся в раннем Средневековье под жестким воздействием христианской (католической) церкви учение о греховности плоти и пренебрежительное отношение к женщине как к «корыстолюбивой обманщице», «похотливой соблазнительнице» или, того хуже, «орудию дьявола» и «погубительнице рода человеческого» начинало подвергаться сомнению и постепенно разрушаться.
Идеализированная «ля бель дам сан мерси» должна была быть высокой, хрупкой и нежной, как лепесток розы, с лебединой шеей, небольшой, но высокой грудью, золотыми локонами до бедер. Большие голубые либо зеленые глаза должны были поражать блеском и расширенными зрачками (в них специально закапывали сок растения, содержащего атропин, которое с тех пор так и называется «белладонна» — «красивая женщина»).
Прямой носик, маленький улыбающийся ротик, полные губки и симпатичная ямочка на подбородке издавали чарующее впечатление. Поражали белая, как лилия, кожа румяные, как спелый персик, щеки. Достигалось это при помощи легкого ненавязчивого грима, пришедшего с крестоносцами с арабского Востока. Невинный облик подчеркивали тонкие выщипанные брови, прямые, зачесанные назад волосы. Возросший на рубеже XIII-XIV вв. интерес к эротике привел к стремлению оправдать красоту женского тела и вытекающую из этого естественность плотских желаний. Это снимало с женщины многовековую ответственность за «грехопадение» и повышало ее общественный статус. В то же время преодолевалось табу на ограничения в моде: настоящая Прекрасная Дама должна была ласкать глаз рыцаря, а для этого ей было необходимо следить за своей внешностью. Знаменитый трубадур Бертран де Борн по этому поводу прямо говорил:
...Заботиться, чтоб тело и нарядНеряшеством не оскорбляли взгляд.
Так через культ «ля бель дам сан мерси» менялось отношение к одежде, костюму, имиджу, наконец, моде.
" Женщина начала ощущать свою силу, полагаясь на свою физическую привлекательность. С этих пор женщина неустанно борется за право показывать то, что она сама считает нужным. "
Кокетливая женская натура требовала, чтобы костюм служил для подчеркивания красоты и грации фигуры, женских прелестей, наконец. Поэтому в моду стали входить плотно прилегающие платья, подчеркивающие тело, особенно его верхнюю часть, бюст.
...Кстати, со временем из-за стремления женщин сделать талию как можно тоньше, платье станет так облегать фигуру, что дамы смогут едва двигаться. К тому же, оно будет так узко в груди, что его уже нельзя будет надевать через голову, и дамам придется отделить юбку от лифа и придать платью ту форму, которая существует и в наши дни...
В средневековом женском костюме появляется декольте. В XIV в. оно не только углубилось, но и расширилось к плечам. По утверждениям моралистов того времени, приобретя треугольную форму, декольте вскоре превзошло всякие допустимые нормы, опустившись до... талии. Негодующие церковники прозвали декольте «адскими окнами», открывающими жадному мужскому взору возбуждающие формы женской груди. И хотя никаких эластичных лент для поддержания груди, как это делалось в античности, не было, но благодаря шнуровке лифа сбоку и сзади, она приподнималась, вверх и сильно выступала вперед.
" ... Кстати, к этому времени относится первое упоминание об использовании дамами некого подобия бюстгальтера в виде специальных «сумочек» в нательных рубашках, куда они вкладывали грудь... "
Только требования благопристойности заставляют знатных дам все-таки прикрывать столь соблазнительный вырез вставкой из вышитой ткани, но — прозрачной, и грудь по сути дела оставалась обнаженной. А спина благодаря треугольному. вырезу до крестца и вовсе оставалась открытой, а форма выреза сзади была призвана создавать эффект модной в то время длинной шеи. Оба выреза (спереди и сзади) окаймлялись полоской меха соболя, горностая или куницы, либо бархата для эротично-контрастного восприятия бело-розового женского тела.
Особый вклад в развитие моды на декольте попыталась внести возлюбленная французского короля Карла VII фрейлина герцогини Анжуйской ослепительная красавица с роскошными пепельными волосами, огромными голубыми глазами, совершенным носом, чувственным ртом и пленительной улыбкой Аньес (Агнесса) Сорель (1409-1450). Обладая безупречным высоким бюстом, она решилась на экстравагантную выходку, придумав декольте, которое шокировало всех. Стыдливо спрятав одну из своих роскошных грудей, она полностью изящно обнажила другую! Никто из придворных красавиц не решился последовать примеру неотразимой фаворитки.
И хотя мода на откровенное декольте а-ля Сорель не прижилась, но самая красивая женщина мира, как ее тогда называли угодливые придворные Карла VII, на этом не успокоилась. Обладая безупречной фигурой, эта весьма находчивая и настырная «ля бель дам сан мерси» одной из первых стала надевать длинное облегающее платье, выгодно подчеркивавшее со спины его столь привлекательные для мужского взора анатомические особенности...
Любовная связь Сорель с королем началась именно с обнаженной груди. Ведь она пленяла всех встречавших ее мужчин. Естественно, эта бесстыдно выставленная на всеобщее обозрение роскошная грудь задела и мужское самолюбие короля. Красавица из красавиц, Аньес Сорель скончалась во время неудачных родов четвертого ребенка от... Карла VII.
Несколько укороченная спереди юбка знатных дам сзади снабжалась остроконечным шлейфом, который, как говорят, ввела в моду все та же своенравная Аньес Сорель. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе: чем знатнее была дама — тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф в 4м 95 см, герцогини и принцессы — в 3 м 60 см и т.д., но не менее 45 см. Нередко в этих шлейфах дремали столь модные в то время маленькие комнатные собачки, не прерывавшие сна, даже если шлейф начинал двигаться вслед за своей высокопоставленной хозяйкой. Появление шлейфов определило и новое занятие для пажей, приставленных к дамам.
Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». За нарушение установленного регламента наказание было суровым — отлучение от церкви. Но чего не сделаешь ради Ее Величества... Моды!
...Кстати, все церковные козни оказались бесполезными и даже святые на картинах живописцев изображались в платьях со шлейфами. При этом художники старались расположить шлейфы красивым веером, а некоторые даже сосредоточивались на том, чтобы передать малейшие изгибы и извилины складок...
В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывалось с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног. Поэтому шлейфы носили главным образом при дворах и в торжественных случаях благодаря декоративности и символическому значению этой детали одежды.