История моды почти также стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды, как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стимулирующей функции. Одежда явилась именно тем объектом, в котором он, очевидно наиболее непосредственно, смог выразить свое художественное мировоззрение.
Выражение «таинственный язык моды» можно спокойно заменить формулировкой – «живой язык моды» и в особенности в применении к историческим эпохам, поскольку наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения представлений о самом костюме и обо всем мире в целом.
С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако, такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет был в свое время «одеждой», так как являлся мостом между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром. Яркие примеры символического значения определенных форм одежды представляют собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов.
Такие, дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности человека, хотя и в иной форме, обнаруживаются вплоть до настоящего времени.
Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и в переносном смысле этого слова. С этого времени отсутствие парика было таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах молодежи является ношение джинсов.
Одежда говорит о многом, она разоблачает потаенные мысли. Одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая, как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания.
Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспособляется к окружающему миру, приемлет моду, но, вместе с тем, с помощью именно этой моды, он стремится отличаться от окружающих его людей.
Внутренние качества, темперамент и характер подчеркиваются внешними средствами, по при этом совершенно естественно и подражание. В истории моды имеется немало примеров влияния на нее сильных популярных личностей, начиная со злосчастной для судьбы Франции Изабеллы Баварской (1371-1435) и заканчивая звездами экрана – любимцами современной публики. Впрочем, человек любит маскарад, а «Золушка» - одна из самых любимых сказок!