История моды. Светские львицы или как появился «от кутюр» (часть II)

Это интересно знать
Это интересно знать

...Утром светская львица надевала на голову батистовый чепчик, отделанный кружевами, капот из светлой кашемировой ткани, застегивавшийся сверху донизу на пуговицы, между которыми виднелись батистовая плиссированная рубашка, на ногах у нее были яркие вышитые туфельки. В этом костюме она принимала своих поставщиков, портного, модистку, оружейника (!), седельника и грумов.

С деловым видом расспрашивала она о своих лошадях, проверяла счета, отдавала приказания садовнику и грумам. Затем она вторично одевалась для приема приятельниц. Утренний чепчик заменялся кружевным с лентами (чепчики в эту эпоху были вообще в большой моде и носились со всякими туалетами), она надевала шелковую юбку с тремя воланами и поверх нее фуляровый пеньюар, прихваченный у талии-кушаком с золотой пряжкой, и на руки — митенки (прозрачные шелковые перчатки без пальцев). В таком виде она принимала своих приятельниц и садилась с ними за стол в то время, как мужья завтракали в модном кафе.

Это интересно знать

Завтрак был обильный и сытный, тогда модницы не пренебрегали едой и даже любили покушать: надо же было набирать силы для того образа жизни, который они вели. И пока устрицы, индейки с трюфелями, паштеты и т. п. быстро уничтожались, они выпускали свои острые когти и слегка терзали репутации своих ближних. Разговор вертелся главным образом вокруг спорта и сплетен, о литературе и искусствах не упоминалось ни единым словом, казалось, будто они и не знали о том, что Виктор Гюго принят в Академию, что Мюссе издал свои поэмы, а Мериме, Теофил Готье, Гейне и Дюма написали свои лучшие произведения.

Пока ее приятельницы выкуривали сигары, хозяйка дома надевала амазонку цвета «лондонский дым» и желтые перчатки, напоминающие по фасону рыцарские наручники, сапоги с серебряными шпорами и большую фетровую шляпу. Они все отправлялись в Тиволи, где было устроено голубиное стрельбище, выйдя из экипажей, которые теперь назывались «кларенс» и «америкен», они входили туда, развязно болтая, здоровались по-мужски с целой толпой денди и спортсменов, брали ружья, прицеливались и почти без промаха попадали в цель налету. Сделав 20-30 выстрелов, они удалялись, гордясь своими успехами и похвалами присутствующих.

В Булонском лесу их дожидались верховые лошади, и «львица», пустив свою лошадь в галоп, доезжала, не меняя аллюра, до места скачек, держала там пари и обсуждала шансы той или другой лошади. Скачки оканчивались, и она возвращалась в Париж брать уроки фехтования или плавания. Вернувшись домой, она отдыхала несколько минут в своем будуаре, пока ей готовили ее вечерний туалет — платье из восточной материи с рукавами а-ля бедуин или а-ля персан, на волнистые, низко зачесанные на уши волосы она надевала греческий чепчик и прикалывала бенгальскую розу.

Это интересно знать

Обед был так же обилен, как и завтрак, на нем присутствовали приглашенные обоего пола, и «львицы» не уступали «львам» в количестве выпитого вина. Разговор вертелся вокруг новостей дня. Кофе пили в маленьких гостиных, комфортабельно обставленных низкими диванами, ноги утопали в мягких коврах, и кофе, поданный в чашках настоящего английского фарфора, казался от этого еще вкуснее.

Но и этот комфорт не мог удержать «львицу» долго дома: она спешила со своими гостями в театр прослушать акт или два модной оперы.

Покинув оперу (оперетту), она ехала на бал или выпить чашку чаю к приятельнице и, плотно поужинав, возвращалась домой к двум часам ночи...

Казалось, так может продолжаться бесконечно, но очередная революционная буря в Париже в 1848 году смела «львиц» с парижской светской авансцены.

Но зато появились два новых модных женских типа: тапажезки (по франц. les tapageuses — шумные) и мистерьезки (по франц. les mysterieuses — таинственные, скрытные).

Первые отличались горделивой осанкой и легкомысленным видом, они гордо носили свои перья в виде султанов и надевали напоказ бриллиантовые диадемы. Вторые узнавались по благородным и сдержанным позам и манерам, перья их куафюр нежно и печально покачивались, а бриллиантами они украшали скромные гребенки, закрывая их почти совсем волосами.

Это интересно знать

Первые высказывали прямо и открыто, что хотят во что бы то ни стало производить эффект и вызывать восхищение, вторые, казалось, скромно скрывались в полумраке, мечтая о том, чтобы их и там заметили. Роль первых, как представительниц моды, была очень простая: она состояла только в том, чтобы отыскивать и носить костюмы, которых еще никто не носил, роль же вторых была гораздо сложнее и требовала много такта: нужно было носить то, что никто не решался надеть, и в то же время казаться так же просто одетыми, как и большинство женщин.

«Таинственные» отдавали предпочтение скромной, мягкой, темной одежде, которая подходила как нельзя лучше к их характеру, — например, скромное манто из бархата с отделкой из пасмантри (бассоная отделка), но бархат был высокого достоинства, а пасмантри — прекрасной работы. Преимущество изящной простоты этого манто заключалось в том, что оно подходило ко всем обстоятельствам и случаям и было всюду и везде прилично. Прикрыв свое платье таким плащом, «таинственная» могла посещать и приюты и жилища бедняков, и своих богатых приятельниц.

«Шумные» любили одеваться в плащ, отделанный семьюдесятью метрами роскошного и дорогого кружева. Он годился лишь в тех случаях, когда модница собиралась в свет.

Мистерьезки претендовали на любовь к искусству и ко всему артистическому, а потому часто копировали фасоны с картин знаменитых художников. Нередко можно было видеть на голове какой-нибудь прекрасной мистерьез прелестную шляпку, точно скопированную с рубенсовского портрета, или красиво и изящно накинутую на голову прозрачную вуаль, заимствованную у какой-нибудь рафаэлевской мадонны, а маленький кокетливый чепчик из тюля, черных кружев и белых цветов являлся копией головного убора, изображенного на картинах Ватто или Кардена.

Это интересно знать

А прекрасные тапажезки заказывали свои платья портнихам, обладающим некоторой начитанностью и знакомым с историей других народов, и те им создавали греческие или турецкие корсажи, польские кофты, венгерские доломаны. Это были странные, подчас, быть может, очень смелые костюмы, но зато всегда красивые...

Во многом благодаря тапажезкам и мистерьезкам идеи женской эмансипации нашли весьма экстравагантное выражение и в манерах и в одежде эпохи «выставочного стиля» — стиля роскошного, но безвкусного. Именно в это время появляется понятие От Кутюр.

...Кстати, От Кутюр (франц. Haute Couture) — это швейное искусство на высоком уровне. В более узком значении: уникальное творчество ведущих парижских модельеров, задающих тон в международной моде...

От Кутюр появилось тогда, потому что создателям новых моделей одежды удалось выделиться из числа анонимных, никому неизвестных швей и портных. Именно во второй половине XIX в. возникли ателье — первые Дома моды и появились первые модельеры, окруженные часто мистическим ореолом. Это были яркие личности, выступающие зачастую как истинные художники. Эти маги стали властителями дум великосветских дам. Авторитет парижских кутюрье (по-франц. — модельеров высшего класса) стал непререкаемым для аристократии и буржуа многих стран.

С появлением кутюрье начинает работать аксиома: «кутюрье предлагает — женщина выбирает!»

Начало статьи История моды. Светские львицы или как появился «от кутюр»

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: