После преждевременной смерти Кристиана Диора руководство его Домом моды перешло в руки 21-летнего, но исключительно одаренного Ива Сен-Лорана, или, как его называли тогда Маленького Принца Высокой Моды. С 19 лет он работал под началом самого мэтра и принимал участие в разработке всех последних коллекций Кристиана. Сам Диор — никогда, кстати, не страдавший столь свойственной знаменитостям манией величия и открыто восхищавшийся Вионне и Шанель — говорил о нем, как о своем наследнике: «Я хочу, чтобы он вышел на первый план». Один гений сменил другого гения.
...Кстати, и Диор и Сен-Лоран были в чем-то похожи: они оба прекрасно разбирались в искусстве, любили собирать книги, отличались большой застенчивостью, смущались на публике и называли свою огромную славу «западней своей жизни»...
Сегодня Анри Донат Матье (Ив — это псевдоним) Сен-Лоран, родившийся 1 августа 1936 г. в алжирском прибрежном городе Оране в состоятельной семье выходцев из Эльзаса, — легенда. Его марка — целая империя. Его показы — ритуал. Он занимает первую строку в списке кутюрье, чьи модели были выставлены в музее при жизни автора (это произошло в 1983 г. в Нью-Йорке в музее Метрополитен).
А началось все с того, что маленький Матье мечтал о том, чтобы одевать женщин в ослепительные наряды. Недаром он заявил однажды: «Моё имя будет написано огненными буквами на Елисейских полях!» Уже в 6 лет он сшил платье для куклы из новой простыни. Потом в ход пошли любимая мамина накидка, выходная рубашка отца. Он очень рано стал пользоваться огромным успехом у своих сверстниц: только он мог сшить потрясающее платье к школьной вечеринке, причем обладательница наряда «от Матье» становилась самой желанной девушкой праздника. Естественно, парни не могли ему простить всеобщей любви слабого пола и в бессильной злобе дразнили его «маменькиным сынком»...
Огромную роль в судьбе юного Матье сыграла его встреча с Мишелем дё Брюнноффом, главным редактором журнала «Вог». Именно он, увидев оригинальные эскизы 17-летнего Сен-Лорана, посоветовал ему получить диплом специалиста по костюмам. Ив не терял времени даром и в 18 лет одновременно с 16-летним Карлом Лагерфельдом разделил первую премию на Международном конкурсе молодых дизайнеров, организованном Профсоюзом производителей шерсти, за созданное им платье для коктейлей. (Кстати, другая будущая легенда Высокой Моды Пьер Карден победил тогда в номинации «Пальто».)
После этого первого успеха именно де Брюннофф содействовал определению юного дарования в Дом моды самого Кристиана Диора. Так он стал «наследным принцем»...
Самым революционным нововведением Сен-Лорана было то, что он, удивительно тонко чувствуя женское тело, восславил его в своих моделях. Не лишая их элегантности, он придал им соблазнительность. В результате в 1966 году его вызывающе сексуальная прозрачная гофрированная блуза привела к скандалу в США. Дам в нарядах от Сен-Лорана не пускали в респектабельные нью-йоркские рестораны и отели. Кутюрье это не остановило и он вскоре обнажил грудь своих моделей.
Перед женщинами в новом варианте дамского смокинга опять закрылись все двери, однако если дамы снимали брюки и оставались только в жакете, проблем не возникало: лучше супермини, чем брюки!
В своем интервью американскому журналу «Вог», Лоран так объяснял свой взгляд на мужской костюм для женщин: «На меня произвела огромное впечатление фотография Марлен Дитрих в мужском костюме. Женщина, одевающаяся, как мужчина, — в смокинг, блейзер или морскую форму, — должна быть невероятно женственной. Она должна быть очаровательной и утонченной даже в самых мелких деталях».
В результате в разное время у него одевались такие дамы из высшего общества, как герцогиня Виндзорская, Мари-Элен Ротшильд, Палома Пикассо, кинозвезда Голливуда и Великая княгиня Монако Грейс Келли, Кристина Онассис, Нэнси Кисинджер. А суперскрытная, таинственная, но очень ревнивая до чужой славы Катрин Денев даже позволила себе так выразить свое восхищение Ивом: «Я хотела бы быть обнаженной под его нарядами, всем телом ощущая шелковистость их подкладок. Платья Сен-Лорана доставляют мне прежде всего физическое удовольствие». Трудно что-либо доба-зить к такой характеристике таланта модельера, сказанной устами не только одной из самых красивых женщин XX века, но и женщины, изобретшей свое «именное» оружие в борьбе со старением кожи: спецкрем из таких экзотических веществ, как растертый в порошок малахит, вытяжка из костей тигра и... кошачий помет.
...Кстати, ставшая, подобно Одри Хэпберн у Обера де Живанши, с середины 60-х гг. музой Сен-Лорана Катрин Денев неизменно украшала первый ряд во время его показов. Примерно с этого времени знаменитые звезды экрана стали непременными жителями дефиле. А именные, узнаваемые по почерку наряды — практически униформой этих «зрителей»...
Более чем какой-либо дизайнер одежды его поколения, Ив Сен-Лоран определял гардероб женщины 2-й половины XX века. Он создал для них «мужской стиль»: женский смокинг и фрак, блейзер и брюки, брючный костюм и мини-юбки, «мондриановские» платья-квадраты, платья трапеции и рубашки сафари с накладными карманами, прозрачные крепдешиновые блузки с легкомысленными воротничками и галстуками, куртки-бушлаты и сапоги-чулки, полосатые майки-платья и бархатные бриджи, плащи из винила и длинные шарфы, «леопардовые» саронги, моду а-ля сороковые (платье в цветочек плюс широкоплечий пиджак), «приличные» платья для семейных торжеств и брючные костюмы для деловых совещаний.
Его одежда — всегда набор элементов, достаточно классических, чтобы не казаться старомодными: надев его пиджак десятилетней давности, вы выглядите очень современно. Вы можете быть полной или худой, высокой или маленькой, но с ним вы всегда оказываетесь такой, какой нужно.