Детство и ранняя юность этой самой знаменитой модельерши XX века были нелегкими. Она родилась в богадельне провинциального маленького городка Савмур (Сомюр). У ее родителей не было собственного дома и они с детьми все время переезжали. Отец, мелкий провинциальный торговец медикаментами, после смерти жены от истощения, бросил пятерых детей. Никто из родственников не захотел оставить 12-летнюю Габриэль у себя, и маленькая девочка оказалась в монастырском приюте. Девчушке было трудно поверить, что от нее все отказались, поэтому она регулярно закатывала истерики, крича другим воспитанницам: «Я — не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня отсюда!» Бедная Габи, единственная из посетительниц курсов белошвеек, ходила на занятия в унылой серой форме, выслушивая насмешки со стороны богатыx соучениц. Равнодушие, недостаток любви, тяжелая юность наложили отпечаток на ее характер: девочка стала вредной и желчной и поклялась отомстить обидчикам. Спустя много лет она осуществила свою «месть»: ее костюмы, пошитые в стиле строгой униформы, завоевали весь мир. Она научились искусству выживать. И главное — она научилась шить.
После католического пансиона, который оплатил ее дед, 20-летняя Габриэль (Бонёр) Шанель (1883-1971) стала работать продавщицей в галантерейном магазине, а по вечерам подрабатывать певицей в третьеразрядном кафе в городке Мулене. Для своих выступлений на сцене в кабаре она сама себе шила костюмы и шляпки. Любимыми песенками Габриэль были шлягеры того времени «Кто видел Коко в Трокадеро?» и «Ко-Ко-Ри-Ко» — она так часто их исполняла, что и сама получила прозвище Коко (по-франц. — курочка, цыпленок).
...Кстати, много позже, стесняясь своего прошлого, Габриэль рассказывала журналистам, что «цыпленком» ее звал отец, который якобы был без ума от дочери...
Она мечтала переехать в Париж и стать знаменитой певицей. Больших успехов на подмостках варьете она не достигла, но зато в Мулене встретила молодого и очень богатого светского щеголя Этье-на Бальсана. Очень скоро он предложил элегантной и умной Коко стать его... содержанкой. Габриэль мечтала вырваться из бедности, уехать из провинции и уже хорошо знала, что за все в жизни приходится платить, и не стала ломаться. Она прекрасно понимала, что надо устраивать жизнь. Другого такого случая могло и не подвернуться.
Кстати, дорогие куртизанки были, как известно, в моде. Их безумная расточительность стимулировала непрерывное развитие индустрии роскоши, соперничество между ними стимулировало модельеров на поиск все новых и новых моделей костюма... Хотя любовник и поселил Коко в своем роскошном домике, очень скоро выяснилось, что помимо нее в нем живет еще... одна любовница сладострастного Этьена. Эта дамочка не упускала возможности показать новенькой пассии, кто из них старший в доме. Под ее влиянием Бальсан некоторое время даже никому не представлял Коко как свою очередную возлюбленную и не давал ей возможности завести полезные знакомства. Но изворотливый ум Габриэль помог ей найти выход из пиковой ситуации.
Благодаря связи с вальяжным красавцем Бальсаном Коко все же попала в аристократический кpyг. Именно его одежду (белую мужскую сорочку с галстуком и брюки-галифе) она стала носить для верховых прогулок. Это была непривычная, вызывающая манера одеваться. Фигура подростка, глаза и голос уверенной в своем очаровании женщины, и вкус феи — говорили про нее восхищенные мужчины. Все это привлекало внимание. У Коко не была отбоя от поклонников.
Коко Шанель, одаренной неуемной энергией артистизмом, скоро надоела роль живой игрушки в мужских руках. К тому же Этьен не отличался щедростью: не давал ей денег, не делал подарков. Шанель же, не лишенная деловой жилки, стремилась к выражению своих идей и вкусов. И за год до Первой мировой войны с помощью своего нового возлюбленного — богатого англичанина Артура Боя Копеля, ставшего трагической (из-за его ранней гибели в 1919 г.) любовью всей ее долгой и бурной жизни, она открыла свое дело, начав с производства шляпок. Затем ее «бизнес» органично перерос в небольшое ателье модной одежды в «летней столице» Франции — на престижном курорте Довилль, где парижане обожали проводить свои уик-энды.
Открытие салона было чистейшей авантюрой, ведь до этого Шанель никто не знал, она была всего лишь жалкой содержанкой. Но Коко прекрасно понимала: это ее единственный шанс разбогатеть и вырваться наверх. И она работала как проклятая. Вскоре ее бизнес стал процветать.
Спустя два года у нее появился свой бутик в модном курортном местечке в Биар-рице, и парижане, приехавшие на этот курорт «без ничего» выстаивали очереди за купальными костюмами нового образца: без всякой мишуры и украшений, но весьма открытыми. Очень скоро о Коко узнала вся Франция.
Можно сказать, что именно война (во время которой она тоже не простаивала, занимаясь пошивом одежды для сестер милосердия) принесла ей удачу, практичность ее одежды превосходно соответствовала духу времени. Так маленькая Габриэль превратилась в расчетливую деловую женщину, которая никогда не оглядывалась назад.
Пережившая в юности многочисленные унижения и шипения, не очень женственная по характеру, Шанель великолепно овладела искусством очаровывать и сооблазнять состоятельных и влиятельных мужчин, которые прощали ей все. Ее признала артистическая богема, ее друзьями стали Жан Кокто и Серж Лифарь, Пабло Пикассо и Морис Равель. Про нее — одну из главных героинь светской хроники тех лет — говорили, что она разоряла своих возлюбленных, ходили слухи о баснословных драгоценностях, полученных ею в подарок от расчувствовавшихся возлюбленных...
Впрочем, влюбляясь, Шанель всегда полностью отдавалась своему чувству, но если ей приходилось выбирать между чувствами и работой (модой), эта много повидавшая француженка из глубинки всегда выбирала последнее. Вот и на этот раз Гарбиэль снова с головой окунулась в творчество. Она любила изобретать, шокировать. Коко создавала моду, нарушая все правила приличия. Шанель стала олицетворением образа женщины своего времени - «женщины-гарсон». Она сама носила все, что предлагала другим. Бедная девочка-сиротка, она приводила в ужас окружающих своими «дурными» манерами — приучила белокожих светских дам загорать под палящими лучами южного солнца (ее бронзовый загар полностью изменил понятие о красоте женского тела и породил моду на солнечные ванны), разгуливала по пляжам в мужских пижамах и каталась верхом в военный галифе, выгодно подчеркивавших красоту ее красивый голеней.
Шанель первой решительно обстригла свои роскошные волосы и сделала короткую мальчишескую стрижку. Она первой отобрала у мужчин почти весь их немудреный гардероб, в том числе брюки. (Это очень не понравилось мужчинам, но им пришлось смириться.) Она первой создала днухцветные туфли с эротично открытой пяткой, украсила сумочки ручками в виде позолоченных цепочек, переплетенных с тканью, изобрела новый предмет туалета — сумочку через плечо, впоследствии ставшую неизменным атрибутом гардероба пюбой женщины.
Коко не уставала повторять: «Ты можешь быть разной — дурнушкой или красавицей, но никогда не будешь шикарной, если выйдешь непричесанная, в плохих туфлях и тем более без соответствующей сумочки!» Она же первой открыто заявила: «Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет!»
Ей все сходило с рук, потому что она была молода и хороша той новой привлекательностью, которая стала эталоном красоты начала XX века. Это была самонадеянность красивой женщины, не желающей отвлекать внимание от собственной персоны на затейливые наряды, и уверенность в том, что наступает новая жизнь, в которой уже нет места искусственным формам и нагромождению деталей. Один мир кончился, другой только зарождается.