...День модницы времен Наполеона Бонапарта был почти весь посвящен туалету. Лишь только она вставала, как тотчас же погружалась в ванну из миндального молока. Затем она отдавала себя в руки специалиста по мозолями и полировщика ногтей. После этой процедуры красавица надевала почти прозрачный кружевной капот и садилась за завтрак. Тотчас же появлялись торговки, модистки и портнихи
за ними следовал неизбежный и необходимый профессор хороших манер и поклонов, который обыкновенно выступал под именем «месье Курбет» (по-фр. “courbette” – поклон). Он в течение часа учил, как нужно грациозно протягивать, округлять и сгибать руку, изящно кланяться и прямо держаться.
В середине XIX века женский силуэт приобрел форму перевернутой рюмки, потому что настала эпоха кринолина (от франц. crinoline — нижняя волосяная юбка) — присборенной куполообразной юбки, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками, подбитыми конским волосом.
Кстати, изобретение кринолина иногда связывают с именем французской императрицы Евгении — жены Наполеона III. Дескать, она ввела его во время своей беременности в 1855-1856 гг., но это лишь очередной исторический анекдот. На самом деле это случилось лишь в 1859 году, когда были введены более легкие искусственные кринолины, в которых эластичные проволочные обручи, соединенные по вертикали подвижными лентами, сменившие ивовые либо бамбуковые прутья, китовый ус или даже резиновые шланги, наполненные воздухом, стали поддерживать платье, не соприкасающееся с телом. Многочисленные нижние юбки исчезли (теперь надевали лишь одну-две): а искусственный кринолин стал товаром, производимым машинами...
Начало статьи История моды. Кутюрье №1 - Чарльз Ворт Начало статьи История моды. Кутюрье №1 - Чарльз Ворт
Именно роскошная мода Ворта ввела в обращение понятие «От Кутюр», а его самого принято считать Первым кутюрье в истории Высокой Моды.
О степени его популярности Чарльза Ворта говорят такие факты. Для его собственной королевы, королевы Великобритании Виктории, которую Ворт, правда, обслуживал инкогнито (по традиции английский двор должен был оставаться верен национальной продукции), только к торжественному открытию Суэцкого канала он изготовил 150 (!) моделей одежды. Ворт изготовлял для нее костюмы по мерке, полученной из Лондона, примеряя на специально подобранную манекенщицу с нестандартной фигурой (королева Виктория была очень полной), затем передавал их поставщикам английского королевского двора, а те, в свою очередь, под маркой поставщиков двора, одевали королеву.
Первым среди модельеров начала XX века понял, что в моде стало возможно все что угодно... сын лавочника, неудачливый торговец зонтами, молодой модный парижский модельер, больше художник, чем портной, Поль Пуаре (1879-1944), работавший в самых престижных Домах моды Парижа начала XX века. Сначала (с 1895 по 1900 г.) он трудился у Жака Дусе-младшего. Потом (с 1900 по 1903 г.) Поль служил у сыновей Ворта.
И вот в 1903 г. Пуаре открыл свой журнал и Дом моды на Рю Аубер 5, сжег эскизы вечерних туалетов, разработанных им еще в Доме моды Ворта, и предложил капризному и непостоянному Парижу свою новую коллекцию. В 1905 году, рискуя своей репутацией, он провел реформу в женском костюме: первым решительно сделал шаг к полной ликвидации корсета, предложив рубашечный покрой венского платья без корсета, заменив его гибким бюстгальтером и легким поясом для чулок, позволяющим женщине выглядеть моложе и свободнее. Так впервые за 100 последних лет женщины получили возможность одеваться самостоятельно, без помощи горничной, которая шнуровала корсет.
Детство и ранняя юность этой самой знаменитой модельерши XX века были нелегкими. Она родилась в богадельне провинциального маленького городка Савмур (Сомюр). У ее родителей не было собственного дома и они с детьми все время переезжали. Отец, мелкий провинциальный торговец медикаментами, после смерти жены от истощения, бросил пятерых детей. Никто из родственников не захотел оставить 12-летнюю Габриэль у себя, и маленькая девочка оказалась в монастырском приюте. Девчушке было трудно поверить, что от нее все отказались, поэтому она регулярно закатывала истерики, крича другим воспитанницам: «Я — не сирота! Скоро приедет папа и заберет меня отсюда!» Бедная Габи, единственная из посетительниц курсов белошвеек, ходила на занятия в унылой серой форме, выслушивая насмешки со стороны богатыx соучениц. Равнодушие, недостаток любви, тяжелая юность наложили отпечаток на ее характер: девочка стала вредной и желчной и поклялась отомстить обидчикам. Спустя много лет она осуществила свою «месть»: ее костюмы, пошитые в стиле строгой униформы, завоевали весь мир. Она научились искусству выживать. И главное — она научилась шить.
После католического пансиона, который оплатил ее дед, 20-летняя Габриэль (Бонёр) Шанель (1883-1971) стала работать продавщицей в галантерейном магазине, а по вечерам подрабатывать певицей в третьеразрядном кафе в городке Мулене. Для своих выступлений на сцене в кабаре она сама себе шила костюмы и шляпки. Любимыми песенками Габриэль были шлягеры того времени «Кто видел Коко в Трокадеро?» и «Ко-Ко-Ри-Ко» — она так часто их исполняла, что и сама получила прозвище Коко (по-франц. — курочка, цыпленок).