История моды. Мода античной Греции

Дикие Хозяйки

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира.

" Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н. э.), считал основными особенностями любого совершенного творения, созданного человеком: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. "

Всем этим пяти особенностям отвечала одежда древней Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Ткань не кроилась и не сшивалась, а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой - модой той эпохи. По канонам моды платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда вообще не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование - целесообразность, тоже соблюдалось, потому что было разделение одежды по потребностям, о чем рассказывают дошедшие до нашего времени произведения искусства. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - так говорил греческий философ Ксенофон.

История развития античной одежды показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды.

Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по рассказам греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы.

" Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. "

Эта женская дорическая одежда, вероятно, была самым древним типом греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос (peplos), который был очень тяжелым. Сделать одежду грациозной и легкой позволило только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти.

Геродот упоминает об ионическом хитоне (chiton), который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Хитон надевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками наряд носили все: рабочий люд, воины и молодежь. А длинный вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый — выражали печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и в средние века, были обычными цветами сельских жителей.

В античное время появился и верхний роскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, он назывался фарос (faros), а более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурового цвета. Позднее он несколько удлинился и стал называться гиматионом (himation). Пожилые мужчины прикрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо.

Женщины в непогоду прикрывали гиматионом головы. В классический период в качестве нового вида одежды, появился плащ, называемый хламис (chlamys), который использовался для верховой езды и путешествий. При плохой погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шляпу, называемую петасос (petasos) или пилос (pilos).

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н.э. стали носить, по большей части, короткие волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки. В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями.

Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни.

" Сандалии из переплетенных ремешков на кожаной подошве делались ремесленниками для выхода на улицу, дома же и бедные, и богатые ходили босиком. "

В период эллинизма, когда влияние греков проникает в Италию, Египет и в Азию, греческое искусство, а вместе с ним и одежда, утрачивают блеск и ясность своего начала. В Грецию снова проникают элементы восточного вкуса, главным образом через материалы, которые привозились в страну. Это было тонкое полотно из Египта, шелк из Китая и хлопчатобумажные ткани из Индии.

Следы античной моды можно проследить в средние века, но античная одежда была полностью изменена, так же, как вся античная философия и античные мифы.

Почему же не существует в моде возрождения «античной одежды», в то время, как в искусстве и в производстве художественных изделий время от времени возрождаются те или другие исторические эпохи? Вероятно потому, что мода создавалась портными, швеями, модистками, которым ближе был действительный мир, нежели изучение памятников старины и трактатов о них. А это и есть основные признаки, отличающие моду от искусства.

разместил(а)  Шестакова Галина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: