История моды. История женской прически в терминах (продолжение)

Дикие Хозяйки

Бандо д'амур (Bandeau d'amour - повязка любви) - дамский парик XVII века из высоко начесанных вверх волос с вплетенными лентами.

Бубикопф (Bubikopf) - дамская прическа «под мальчика» из коротких волос, появившаяся около 1920 года, выражала стиль послевоенной моды.

Витта (Vitta) - лента, которой римские женщины обвивали голову. Использовалась не только в практических целях (удерживала прическу), но являлась признаком сословия - отличала честных женщин от женщин легкого поведения.

Гребень - изготавливался из рога, слоновой кости, дерева, металла и пластмасс. Первые гребни, найденные при раскопках в Европе, относятся к раннему периоду каменного века. Использовались они, разумеется, не только в чисто утилитарных целях, но и для украшения.

Диадема - головное украшение в виде ленты из драгоценного металла с изгибом вверх посреди лба, в который обычно вправляется драгоценный камень. Распространилось с Востока, где на протяжении всей древней истории было символом занимаемого высокого положения. Оттуда оно было заимствовано женской модой как головное украшение для торжественных случаев.

Домлик - чешская девичья прическа, напоминающая гнездо, свитое из волос

Заколка (для волос) (Vitta) - утилитарный и декоративный предмет: удерживает волосы в прическе. Изготавливается из проволоки или пластичного металла, декоративные заколки украшаются каменьями.

Кокошник (Schapel, Schappel) - головное украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми цветами, известное уже в средневековье. Носят его до наших дней во время народных свадебных обрядов. Кокошник невесты большей частью украшается лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками.

Коса - из волос как натуральных, так и искусственных является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В Древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху средневековья, а также в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются принадлежностью некоторых национальных костюмов. В XX веке искусственные Косы используются для сложных вечерних дамских причесок.

Космина - согласно Юнгманну, это понятие означает длинные, незавитые, прямые волосы.

Кэтогэн (Catogan или Cadogan) - прическа, названная по имени лорда Кэтогэна. Длинные волосы сзади стягивались лентой, заплетались или укладывались в сетку. Прическа распространилась при французском дворе в правление Филиппа Орлеанского (1674-1723 гг.). Из Франции эта мода проникла в Пруссию, где она привилась, в первую очередь, среди солдат пехотинцев. Во второй половине XVIII века так назывались пучки из волос на шее в дамских прическах.

Либель (libelle) - специальная заколка для волос, которую носили в пышных прическах около 1900 года.

Мешочек для волос (Haarbeutel) - использовался для мужской прически вэпоху правления Людовика XIV. Длинные волосы (собственные или парик) вкладываются в длинный мешочек из тафты, украшенный лентой или розеткой. Мешочек предохранял одежду от пудры в прическе и был удобнее, чем длинные распущенные волосы. Для парадного туалета не использовался.

Нимб (из лат. nimbus) - хлопчатобумажная лента для волос, вышитая золотом, популярная в Древней Греции.

Палцерж - длинные завитые волосы, модные в Чехии у мужчин в XIV веке.

Парик - изготавливается из натуральных человеческих волос или подобного материала, как, например, из конской гривы, овечьей шерсти, растительных и искусственных волос, шелка и т. п. Подкладка парика делается чаще всего из материи, иногда также из тонкой кожи, в которую вшиваются волосы. Парик был известен уже египтянам, шумерам, ассирийцам, персам и римлянам. Наибольшее распространение он получил в XVII веке при Людовике XIV. В настоящее время он является элементом официальной одежды английских судей и лондонского мэра города. До нас дошла информация из Парижа, относящаяся к 1794 году, которая сообщает следующее: «Роскошь прекрасного пола возрастаете каждым днем. Здесь можно встретить горожанок, платья которых украшены кружевами, стоящими более 2000 ливров. Прически они меняют три раза в день, обычно это три разных парика, один черный, который носят по утрам, каштановый для послеобеденного времени и светлый на вечер, для прогулок по бульвару.

Светлый парик стоит 600 ливров. Вечером ресницы красят в черный цвет. Комиссар Пайан использовал эту ситуацию, чтобы заявить в муниципалитете, что в Париже появилась новая секта, которая исповедует и свято чтит гильотирование. Женщины, напускающие на себя мрачную серьезность, потому что уже не могут при улыбке показать зубы, покупают волосы молодых гильотированных блондинок и украшают ими свои лысые или седые головы. Так возник совершенно новый вид маскарада, новая отрасль торговли и новый вид поклонения». В 1962 году женские парики снова вошли в моду, прежде всего, в Америке. Большие американские универмаги открыли специальные отделы, а затем эта мода и торговля распространились во всех европейских странах.

Парик «алонж» (из франц. allonger - удлинять) - мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые появляется в XVII веке при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду, где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят английские судьи для презентабельности и достоинства. Его антиподом в дамской моде является прическа а ля фонтань.

Перманент - завивка волос с помощью железок или бигуди была известна уже в древнее время и использовалась как мужчинами, так и женщинами. Однако, волны и локоны, полученные этим способом, долго не держатся. Поэтому так быстро распространилось изобретение немца Несслера, сделанное им в 1925 году: так называемый перманент. Длительный срок завивки достигается химической обработкой. Сначала волосы на бигудях должны были нагревать с помощью электрического тока, волны полученные этим методом выдерживают 5-6 месяцев. Волосы закручивались мелкими кудрями и только позднее расправлялись. В настоящее время применяется «холодный перманент».

Прическа а ль Аньес Сорель (a I'Agnes Sorel) - вечерняя прическа, модная в сороковых годах XIX века, названная в честь славной возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы спереди разделялись на прямой пробор и перевязывались лентой, сзади же связывались в узел.

Прическа а ля бель пуль (a la belle poule) - название происходит от французского фрегата La belle poule, который в 1778 году победил при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами и украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат (a la fregate).

Прическа а ля Ментенон (a la Maintenon) — прическа получившая название по имени маркизы де Ментенон в середине XVII века. Волосы разделены посредине, высоко подняты и завиты.

Прическа а ля Севинье (a la Sevigne) - женская прическа 1650-1660 гг. Лоб оставался открытым, волосы подвитые или закрученные в локоны падали на плечи и на уровне ушей перевязывались лентой. Название получила по имени французской писательницы маркизы де Севинье (1626-1696).

Прическа а ля Тит (a la Titus) - появилась в период Французской революции. Коротко стриженные волосы по античному образцу закручиваются по всей голове в кудри или завиваются и начесываются на лоб. Изобретателем этой прически, по всей вероятности, был актер Тальма, с ней он выступил в мае 1790 года в пьесе «Брут» Вольтера. Эта прическа была возрождена вновь в 1946-1947 гг.

Прическа а ля фонтань (a la Fontanges) - дамская декоративная прическа из лент и кружев, между которыми протягиваются пряди волос. Название получила по имени Марии Анжелики де Фонтань, возлюбленной Людовика XIV. Однажды во время охоты у нее развалилась прическа, и герцогиня де Фонтань перевязала волосы лентой. «Королю Солнце» это так понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу, и так она распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах. Эта мода выдержала, начиная с 1680 года, примерно четверть века. Сначала прическа а ля Фонтань была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и используют проволочный кар­кас. Прическа превратилась в башню, в два раза превышающую размер головы. Англичане называли особо высокий вариант этой прически Tower (башня), а более широкий a commode (комод).

Прическа а ля юрлиберлю (a la Hurluberlu или а lа Hurlupee) — дамская прическа около 1670 года из небольших кудрей, покрывающих всю голову.

Прическа ан Буфон (en Bouffons) - женская прическа конца правления Людовика XIII. Подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб закрыт челкой.

Прическа «грива пони» (Ponyfransen) - прическа из коротких волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX века. Пользовалась большой популярностью особенно у молодых женщин.

Прическа по-китайски (a la chinoise) - женская прическа тридцатых годов XIX века. Волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади связываются в узел, в который вставляется декоративная шпилька.

Прическа тупе (франц. toupet - пучок волос)

1) деталь мужской и женской прически второй половины XVIII века: высоко поднятые надо лбом волосы на подкладке.

2) Накладные волосы, используемые, прежде всего, мужчинами. Тупе из натуральных, химически чистых, некрашенных волос по современному методу подгоняется точно к оставшимся волосам на голове. К коже головы накладные волосы прикрепляются клеющейся лентой-пленкой.

Сетка - найдена уже в раскопках, относящихся к эпохе бронзового века. В средневековье носили сетку для волос из золотых нитей, украшенную цветной вышивкой. В эпоху Ренессанса она чаще всего украшалась жемчугом и драгоценными камнями, как это можно видеть на итальянских портретах. С приходом моды на длинные волосы сетка снова появляется уже в XX веке, сделанная чаще всего из шерсти, бархата и шифона. Кроме декоративной функции сетка используется также с чисто практической целью: невидимые, изготовленные из волосяных волокон сетки применяются для сохранения прически в целости.

Сплендоне (Splendone) - лента из материи или кож, украшенная орнаментом, элемент прически греческих женщин, спереди расширенная, сзади суженная.

Стефане (Stephane) - диадема в виде полумесяца, выложенная бриллиантами, надевалась в торжественных случаях гречанками для украшения прически.

Тонзура (из лат. tondere - стричь) - выстриженный или выбритый круг на темени у католических священников и монахов.

Тутулус - римская женская прическа, когда все волосы высоко подняты. В торжественных случаях на ней носили конусообразную шапочку, покрывающую волосы.

Украшение барб (франц. barbe - борода) - состояло из кружев и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили его в XVIII и XIX веках на прическах и чепцах, а в эпоху кринолинов и на шляпах.

Фафрнох (нем. Favoritchen, франц. favoritte) - 1) искусственные кудри, которые женщины носили на лбу и висках. 2) Кисточка на шлеме. 3) Украшение на платье в виде бахромы или кистей.

Ферроньер (ferroniere) - лента, повязанная на лбу, с драгоценным камнем посредине. Свое название получила от «прекрасной Ферроньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547 гг.), которая изображена с этим украшением на известной картине Леонардо да Винчи. В моду вошла снова в эпоху бидермейера. Её также называли Seht hierher (смотрите сюда).

Филле (Fillet) - металлический обруч, поддерживающий волосы на темени. Носили его как мужчины, так и женщины в античный период, в эпоху Ренессанса его украшали лентами и каменьями.

Фульфас (Matzenauer, Fullfass) - женская и девичья прическа XVI века, она состояла из пучков волос или кос, которые вкладывались в продолговатые конверты.

Шиньон (chignon) - женская прическа с узлом, который поддерживался гребнем согласно господствующей моде на разной высоте на шее или на голове.

Шпилька — декоративный предмет и одновременно важный элемент прически. Известен уже из раскопок, относящихся к бронзовому веку. Шпильки были популярны в древние века среди египтянок, гречанок, римлянок и германок. Часто делались из драгоценных металлов, украшались каменьями или чеканкой. С помощью шпилек можно укладке из волос придать самую различную форму.

Эскоффион (итал. escoffion) - дамская прическа XV и XVI веков, распущенные, на концах подвитые волосы, укладываются в сетку. Эту прическу можно видеть на многих картинах итальянских мастеров эпохи Ренессанса.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Наталья Крайгород Просто отличный сайт, я в полном восторге. Веду кружок в школе- Театр моды. Очень мне помогаете! спасибо Вам!

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: