Другим наиболее выразительным украшением «ля бель дам сан мерси» того времени стал большой ассортимент быстро сменявших друг друга, порой очень высоких головных уборов причудливых фасонов. Женщины под влиянием церковных правил вынуждены были под головным убором прятать волосы. Но поскольку модным считался высокий выпуклый лоб, то открывали его, виски, а также затылок. Для этого волосы надо лбом и затылком (для создания эффекта длинной шеи) иногда подбривали на два, а то и четыре пальца, а брови выщипывали. Случалось в погоне за «благородным овалом» дамы впадали в крайности, выбривая... полголовы и выщипывая... верхние ресницы! Так создавалась столь популярная «неземная красота»!Упорно ходили слухи, что экзотический обычай выщипывать брови и верхние ресницы, выбривать волосы надо лбом на четыре пальца (в крайнем случае, оставлялся маленький треугольник на лбу посредине) и эннен, который носился без малого 100 лет, придумала и ввела в моду в 1395 г. самая знаменитая распутница того времени, жена короля Франции Карла VI Безумного, французская королева Изабо Баварская.
Властолюбивая красавица и модница с дивным телом Изабо (Изабелла) Баварская(1371-1435) за свою долгую по тем меркам жизнь оставила после себя ужасную славу. Именно эта «ля бель дам сан мерси» подала англичанам идею сжечь национальную героиню Франции Жанну д'Арк, которую люто ненавидела за помощь в восхождении на престол ее нелюбимому сыну Карлу VII. Своей политической деятельностью она не только способствовала развалу Франции, поставив ее на грань исчезновения как государства, но и сильно поколебала моральные устои того времени своей разнузданной интимной жизнью. Как бы в наказания за свое лживое и распутное прошлое, свою старость она провела в нищете и полном забвении: дети и внуки отреклись от старухи-развратницы...
Любимый головной убор дам того времени — шелковый, парчовый, бархатный либо батистовый конусообразный или цилиндрический и высокий, как «небоскреб», эннен или геннин (при французском дворе его называли «атур» — от франц. atourner — накручивать) с длинной легкой прозрачной вуалью («кувр-шеф»), которую или спускали с его высшей точки по спине (иногда до самого пола) или туго крахмалили и накалывали в несколько слоев определенным образом. Получалось что-то вроде паруса, часто эта вуаль закрывала все лицо «неземной красавицы».
Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен: придворные дамы могли иметь эннен высотой около 60 см, принцессы — около 1 м. Каркас изготовлялся из проволоки, твердой бумаги, картона или накрахмаенного полотна и обтягивался разными дорогими тканями. Все выбивавшиеся из-под эннена волосы аккуратно выбривались Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе средневековой знати. Устремленный вверх в небо эннен, как и островерхие соборы той эпохи был выражением готического стиля позднесредневековой архитектуры. Небо - место обитания Господа Бога — притягивало к себе.
...Кстати, благодаря эннену, длинному шлейфу и подчеркнуто высокой талии - почти под грудью двум вырезам (спереди и сзади), женская фигура казалась легкой и высокой...
Церковь неоднократно жестко преследовала любительниц эннена. Эти головные уборы публично подвергались проклятию и сжигались на кострах при большом стечении народа. Но их популярность от этого не падала, а только возрастала. Вместе с тем. эти головные уборы были столь тяжелыми и непрактичными, что удивляет, как они могли войти в моду.
...Кстати, в таком головном уборе женщина при входе в помещение грациозно приседала, чтобы не задеть им за дверной косяк. Так появился книксен, или реверанс как форма женского приветствия и почтения...
Средневековье, как любой исторический период, создало свой идеал женской красоты, обусловленный общим характером жизни, развитием художественных стилей и вкусов. «Ля бель дам сан мерси» была сложным и противоречивым явлением, ибо этот женский образ складывался на протяжении многих лет в непримиримой борьбе жизнеутверждающего светского мироощущения с поистине маниакальным стремлением церкви усмирить «греховную человеческую плоть». Не исключено, что Изабо Баварская и Аньес Сорель всего лишь наиболее типичные представительницы стиля «ля бель дам сан мерси», где греховность (сегодня это назвали бы сексуальностью) боролась с богобоязнью, столь присущей людям той суровой и бескомпромиссной эпохи. Эпохи с зачатками женского равноправия, но для полной победы эмансипации еще потребуются века — более полтысячелетия...