Французская культура, искусство, производимые этой страной предметы роскоши создали Франции в начале XVIII в. славу сказочной державы. Франция стала не только центром европейской культуры, но и почти единственным создателем новых форм костюма, высшим арбитром элегантности и законодателем мод на долгое время. И хотя влиянию французской моды тогда подчинялась вся Европа, но ярчайшим олицетворением женской моде той поры все же была не француженка....Одна из красивейших и одареннейших женщин того времени, наполовину датчанка, а наполовину голландка Анна-Констанция фон Хойм графиня Коссель (Козель) (1680-1765) заправляла женской модой в Европе начала XVIII в. Для этого у нее было все: красота, ум, сила воли и... деньги!
Почти восемь лет, во многом благодаря необычайной энергии и уму она была фавориткой чрезвычайно изменчивого короля польского и курфюрста саксонского Августа II Сильного (1670-1733). Эта выдающаяся женщина относилась к тому редкому типу женщин, в котором сочеталась природная красота грация с мужским умом, силой характера и решительностью. У нее было овальное лицо, белоснежная кожа, красиво очерченный, чувственный, маленький рот, безукоризненной формы нос, удивительной красоты зубы, роскошные, цвета воронова крыла, волосы, огромные, черные, блестящие, лукавые глаза, плечи, руки и бюст — само совершенство Хорошо сложенная, прекрасно владевшая собой, непревзойденная танцовщица, графиня Коссель всегда была в ровном расположении духа и очень остроумной. Она говорила много, но умные вещи, и потому ее речи не казались пустой бабьей болтовней.
Рассказывали, что когда Август в первый раз пришел к Анне-Констанции (тогда еще супруге армейского полковника фон Хойма), то якобы в одной руке у него была подкова, которую он при графине и сломал, а в другой — мешок с сотней тысяч талеров. Таким образом, он силой и деньгами добился благосклонности этой своенравной и замужней дамы, превосходившей всех придворных дам в красоте и грации. Скорее всего, это красивая легенда. Но в умении одеваться и преподнести себя в обществе с ней действительно мало кто мог соревноваться, даже самые изящные представительницы Европы — парижанки, которых уже тогда характеризовали емким и лаконичным словом — шарман!
В самой же Франции началась эпоха вечного праздника, праздника чувственности и сладострастия, праздника, распространившегося на соседние страны. В исторической литературе эта пора стыдливо называется культом галантно-любовных отношений. Появившись еще при дворе Людовика XIV, теперь она достигла своей кульминации. Аристократия наслаждалась жизнью, как говорится, «на всю катушку», или, как сказали бы сегодня, — «по полной программе. Большая часть жизни аристократов проходила в будуарах, в «таинственных» гротах, вообще в тех местах, где царят уют, комфорт и... интим. Откровенная распущенность сменила скрытый разврат прежней эпохи. Современные модницы, вставая утром с постели, и во время туалета принимали гостей. В этот момент им прислуживали уж не горничные, а мужчины-камердинеры. Вся светкая жизнь концентрировалась вокруг женщины, она стала предметом особого внимания и преклонения.
Поэтому столь огромное значение стало придаваться не только формам, но и воспитанию девочек-аристократок. Особое внимание уделялось внешнему лоску, манере поведения. Изысканность и грациозность манер вырабатывались с раннего возраста. Детей учили перед зеркалом делать изящные поклоны, принимать красивые позы. Каждый шаг, жест, каждое движение, выражение лица — все подчинялось законам «хорошего тона». С 6-7 лет девочек приучали к жесткому корсажу. Именно он не давал спине согнуться, таким образом вырабатывалась прямая осанка, столь необходимая за столом во время званых ужинов. Одежду учили носить так, чтобы выглядеть в ней непринужденно и естественно, привлекательно и женственно. Очень рано обучали танцам, чтобы придать движениям пластичность. Для выхода в свет девочкам делали чуть более скромные прически, чем взрослым дамам, но обязательно пудрили лицо, тело и волосы, а щеки румянили без меры.
Утонченность и изящество, тонкая талия, чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи, тонкая шея, небольшая, но обязательно высокая грудь, маленькие руки
во всем — женственность, чрезвычайная женственность — таков идеал женской красоты последнего века французской аристократии. Силуэт дамского костюма был чрезвычайно женственен, светел и ярок
женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Одежда подчеркивала и слегка утрировала описанные выше линии женской фигуры. Женщина полна женского обаяния и жажды интимности. Без преувеличения вся одежда женщин XVlll века изобретена для ... совращения мужчин
она делала женщину неотразимо соблазнительной
подготавливала ее к самому главному и желанному - любви. Появился даже специальный курс наставлений в амурных делах «Любовница комиль-фо»... '
Чрезмерное увлечение интимом вызвало появление столь глубокого декольте в виде каре, что грудь обнажалась до околососкового кружка (ареолы).
Кстати, большой популярностью пользовалось окрашивание сосков красными (пунцовыми, бордовыми, малиновыми и др.) красителями. Прийти на бал с бледными сосками было столь же немыслимо, как сегодня появиться на светском рауте без... макияжа. Чтобы сосок «стоял» — его время от времени натирали льдом, который модницы возили с собой на балы или приемы в специальных «ледницах»...
Порой случался конфуз: у присевшей в глубоком реверансе дамы грудь выскакивала из корсажа. Не распустив шнуровки, ее нельзя было «спрятать» обратно. «Опростоволосившейся» даме приходилось на время исчезнуть с бала или приема.
На улицу дамы обычно выходили с непокрытой головой — в моду вошла обильно припудренная маленькая изящная прическа с открытым лбом, поднятыми вверх и заколотыми на затылке волосами, буклями и локонами, украшенная лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга. Такую прическу носила графиня Коссель, поэтому во Франции ее называли «прической графини Коссель». Эта прическа была самой женственной за весь XVIII век.
...Как известно, графиня Коссель знала толк не только в нарядах, но и в амурных делах. Анна за свою любовь получала почти все, что хотела.
Но однажды к Анне Коссель, пожелавшей невозможного... законного брака с саксонским курфюрстом, пришел гвардейский офицер по особо секретным поручениям с ротой конвоя и предписанием Августа немедленно заточить сию даму в отдаленный горный замок-крепость Штолпен на... 50 лет! Здесь ее стерегли как особо опасную государственную преступницу. Король давно умер, но графимня так и не была освобождена и тихо yгасла в каменном каземате..