Если взять основной цвет и добавить к нему элемент дополнительного (противоположного ему) цвета, то получится гармоничное сочетание. Допустим, это желтое платье с мелкими фиолетовыми ромбами или горошинами, или синяя сумка с оранжевыми карманами, или зеленые брюки с красными лампасами. Неважно, какой из цветов превалирует в сочетании — основной или дополнительный главное, чтобы один из них был ведущим. В этом случае можно говорить о гармонии.
Если же цвета равноправны и их количество одинаково, то глазам гораздо труднее воспринять это буйство красок. Вообразите себе платье наполовину желтое, наполовину фиолетовое: это уже не сочная игра цвета, это — резкий цветовой контраст! Так же тяжело было бы смотреть на красно-зеленые штаны и сине-оранжевую сумку. Контрасты — это вообще очень тонкий момент: нужно обладать особым умением, чтобы гармонично «впрягать в одну упряжку коня и трепетную лань», т.е. гармонично сочетать противоположные цвета — не дополнять один другим, а сопоставлять их, соединять в одном ансамбле, ставить рядом. Это не такая уж простая задача!
Цветовые контрасты бывают сильными, средними и слабыми. К сильным относятся такие сочетания: оранжевый и зеленый, красный и зеленый, красный и серый, желтый и синий, белый и синий, черный и белый. Эти контрасты оказывают наиболее сильное влияние на человека, они требуют особого внимания и умелого обращения.
Слабые цветовые контрасты: желтый и оранжевый, белый и оранжевый, малиновый и оранжевый, красный и фиолетовый, красный и красновато-коричневый (кирпичный), серый и черный. Эти цвета, являясь противоположностями, тем не менее не смотрятся вызывающе, поэтому не требуют смягчения и уравновешивания другими (нейтральными) цветами. Однако и к этим цветовым парам следует относиться с осторожностью.
И, наконец, к средним контрастам можно отнести следующие цветовые пары: оранжевый и светло-фиолетовый, красный и сине-фиолетовый, голубой и серо-коричневый. Эти контрасты производят благоприятное впечатление: цвета сложные, с нюансами, и их комбинирование создает эффект благородной утонченности. Однако есть и одно «но»: сложные цвета сложно сочетать в силу их неординарности
чтобы сочетание получилось удачным, нужно обладать развитым вкусом.
И снова пример с одеждой: цветовые контрасты часто используются в спорте: костюмы спортсменов (особенно для соревнований) по определению должны быть яркими и эффектными. И модельеры соединяют противоположности, справедливо полагая, что это сочетание запомнится зрителям: и в самом деле, от красно-зеленых купальников и фиолетово-желтых курточек практически невозможно оторвать взгляд! Но так как цветовой контраст раздражает глаз, то в нем непременно должен быть сделан акцент другим, нейтральным цветом.
Так, в спортивных костюмах почти всегда бывает черная или белая окантовка, иногда — серая. Таким образом контрастность снижается, и противоположные цвета начинают мирно сосуществовать в одном наряде.
Интересная деталь: если окантовка белая, то цветовой контраст уже не кажется таким резким, впечатление от него меняется, он как будто становится мягче и нежнее. А черный контур придает контрастному сочетанию цветов особую выразительность, подчеркивает неординарность этой гармонии. Серый цвет приглушает остроту сочетания противоположных цветов, «успокаивает» взгляд
это нейтральный фон, на котором смотрятся практически все цвета, и даже цветовые контрасты выглядят хоть и необычно, но вполне органично.
В макияже, особенно в праздничном, вечернем, часто применяется этот прием. Желая подчеркнуть глубокую синеву взгляда, вы можете одновременно нанести на веки темные тени в холодной гамме и — по принципу цветового контраста — покрасить губы оранжевой или красной с желтым перламутром помадой. Но в этом случае на вашем лице появятся два равноценных по яркости и насыщенности пятна: глаза и рот! Лицо будет смотреться плохо, черты «смажутся»: не случайно визажисты постоянно твердят о необходимости делать акцент на одну часть лица. И в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести, скорректируйте свой макияж.
Допустим, вы хотите привлечь внимание к своим глазам. В этом случае отличный вариант для вас — так называемый эффект дымчатых глаз: для этого на веки положите синие и серые тени, растушевав их от внутреннего угла верхнего века к внешнему, от светлого тона — к темному. Затем проведите по верхнему веку вдоль корней ресниц линию черным кайа-лом, слегка выведите ее за внешний угол глаза, ресницы накрасьте черной тушью. У вас получится глубокий, выразительный взгляд. Однако запомните, что в этом случае вы не должны использовать подводку для губ, ваш рот и так будет ярким с оранжевой помадой. В этом цветовом контрасте один контур — черный.
Есть и другой вариант этого же макияжа. Если вы хотите «открыть» глаза, сделать лицо свежим и юным, сохранив при этом яркость и насыщенность, то используйте белую окантовку. Наложите на веки серо-зеленые тени, но не подводите их черным карандашом, это придает взгляду драматизм. Проведите белым кайалом по внутреннему краю нижнего века и добавьте белый штрих под брови. Губы обведите белым перламутровым карандашом и сверху нанесите прозрачную оранжевую помаду. Таким образом вы наполните губы светом, придадите им объем. Акцент по-прежнему ставится на глаза, но при этом полностью меняется образ женщины: из роковой красавицы она превратилась в задорную девушку.
И, наконец, вы можете превратить этот макияж в сексуальный: просто сместите акцент на губы, обведя их темным карандашом. Переместите внимание с верхней части лица (т. е. с глаз) на нижнюю (т. е. на рот).
В противном случае, если вы одинаково сильно накрасите и глаза, и губы, используя при этом цвета, противоположные друг другу (как в праведенном нами примере), то ваше лицо не произведет того впечатления, на которое вы рассчитывали. Управление цветовыми контрастами — это искусство. Умелый визажист с помощью цветовых пар творит истинные чудеса на лицах клиенток, но, к сожалению, куда чаще встречаются отрицательные примеры использования контрастов. Поэтому будьте осторожны в этом вопросе.