Мы вряд ли когда-нибудь узнаем имя того, кто первым придумал прорезать в шерстяном покрывале круглое отверстие посередине, продеть в него голову и подарить миру простое, как все гениальное, изобретение под названием «пончо».
Быть может, это был индеец, который подстрелил на охоте крупного зверя и тащил его в деревню. Тяжелое одеяло из шерсти ламы, которым он укрывался от непогоды в горах, мешало передвигаться, вот он и решил сделать в нем дыру и надеть на себя в виде плаща. Думал - испорчена вещь, а в итоге так удачно получилось.
"История его появления окутана тайной и припорошена снегом с вершин южно-американских Анд. Самая древняя археологическая находка - пончо вождя племени чиму, украшенное перьями, - относится к XIII веку. "
По другой версии, это был католик-миссионер, приехавший в Аргентину нести слово Божье местным жителям. Набожного европейца шокировала привычка аборигенов разгуливать в чем мать родила, вот решил он таким образом придать благопристойности облику детей природы. Как бы то ни было, безымянному герою - наша горячая благодарность.
Лама для индейца - что корова для русского крестьянина. И кормит, и поит, и греет. Естественно, что первые пончо были изготовлены из шерсти лам. Сначала накидки для всех делали одинаковые, но вскоре и тут наступило классовое неравенство. Для людей попроще накидки ткали из аваски - грубой ткани из ламьей шерсти. Шерсть альпаки, родственницы ламы (более высокого качества), использовалась при изготовлении пончо для людей высшего сословия. А вожди индейских племен могли позволить себе одежду из редкой, лёгкой и очень нежной на ощупь шерсти викуньи, которая по сей день считается самой качественной и дорогой.
Казалось бы, выткать квадрат или прямоугольник с вырезом посередине -что может быть проще? Однако в древнем Перу изготовление пончо было не просто ремеслом, а целым искусством. Тонкорунные пончо для знати ткали исключительно мужчины, женщинам же доверяли только грубую аваску.
Справедливости ради стоит сказать, что европейцы (в первую очередь испанцы, пришедшие на американский континент с Колумбом) без особого восторга приняли неведомую доселе одежду, Менталитет все же, да и не пристало цивилизованному человеку носить то же, что дикие индейцы. Разве что во время американо-испанской войны солдаты брали на вооружение накидки из непромокаемого материала.
Так и осталось бы пончо музейным экспонатом да карнавальным атрибутом, если бы не наступила эра «Детей цветов». «Хиппи» по достоинству оценили индейское изобретение, которое идеально подходило и к их образу жизни (и тебе одежда, и одеяло в одном флаконе), и к свободолюбивому характеру. Вязаная накидка, украшенная причудливыми цветами, кистями и прочими фенечками, стала неотъемлемой частью этнического стиля, сформированного именно хиппи, вместе с длинными широкими юбками и неизменными брюками-клеш. Двух одинаковых моделей было не найти - их делали своими руками, украшали по своему вкусу, и каждая выражала собственное «Я» ее обладателя.
"Лама для индейца - что корова для русского крестьянина. И кормит, и поит, и греет. Естественно, что первые пончо были изготовлены из шерсти лам. "
Приглянулась новинка и рукодельницам. Благо, особого мастерства для ее изготовления не требовалось, можно было вязать буквально из того, что было. В результате к середине 70-х в разноцветных пончо щеголяли поголовно все дамы - от мала до велика.
Не остались в стороне и маститые дизайнеры одежды. Примерно в то же время на подиумах появились первые модели в шикарных накидках и умопомрачительных кепи. Очередное возрождение случилось на рубеже тысячелетий. Модный дизайнер Майкл Коре не просто сделал вновь актуальной одежду индейцев и хиппи, он еще и изменил ее до неузнаваемости. Эстафету подхватили и другие дома моды. Сегодня пончо снова невероятно популярно. Оно давно перестало быть просто одеждой для тепла, теперь это модный предмет женского гардероба, идеально подходящий к любому стилю. Кроме того, струящаяся накидка отлично скрывает некоторые недостатки фигуры, если таковые имеются.
Это мы, современные люди, выбираем цвет одежды по типу внешности, а рисунок на собственное усмотрение. На родине пончо цвет и узор имели немаловажное значение. Геометрические фигуры, изображения животных и людей - все это несло определенный смысл. С помощью рисунка на одежде индейцы могли определить не только место проживания ее носителя, но и его социальный статус, род занятий или даже семейное положение. Порой прихотливое украшение на пончо служило и оберегом от дурного глаза.
Сегодня возможности выбора ограничиваются только вашим собственным вкусом и фантазией. Для зимы, лета или межсезонья. Длинное до пят или короткое, едва прикрывающее плечи. К брюкам, юбке или вечернему платью. Из трикотажа, меха, шифона, с бахромой, стразами, пайетками. Найдется ли в вашем гардеробе вещь более универсальная, но в то же время обладающая столь яркой индивидуальностью? И если вы еще не успели обзавестись модной штучкой - исправляйте немедленно эту оплошность.
А если вас счастливым случаем занесет в Перу, обязательно посетите местный рынок. Там можно приобрести настоящий эксклюзив - пончо, выполненное по старинной технологии в единственном экземпляре.